МАКСИМ ТИРСКИЙ


МАКСИМ ТИРСКИЙ
    МАКСИМ ТИРСКИЙ (Μάξιμος ὁ Τύριος) (2-я пол. 2 в. н. э.), античный ритор и философ-платоник, представитель т. н. «второй софистики».
    Евсевий Кесарийский относит расцвет деятельности М. к 148-152 н. э. Согласно Суде, выступал с речами в Риме (возможно, в одной из философских школ) при имп. Коммоде (Suda, s. ν. Μάξιμος, Μ 173), и это был его второй приезд в Рим; очевидно, он посещал с выступлениями разные города империи. Сохранились лекции M. (Διαλέξεις), посвященные общеэтической и религиозной проблематике, а также отдельным вопросам платоновской философии, что делает их ценным источником по истории Среднего платонизма.
    Собрание речей М. представляет собой своеобразный курс лекций, с которыми он выступал перед аудиторией в протрептических целях, его задача - приобщить к школьной платонической проблематике слушателя образованного, но не имеющего профессионально-философской подготовки. Традиционный порядок издания корпуса речей М.: 1.0 том, что философ может рассуждать о любом предмете. 2. Следует ли воздвигать статуи богам? 3. Правильно ли Сократ сделал, что не стал оправдываться на суде? 4. Кто лучше постиг божество: поэты или философы? 5. Следует ли молиться? 6. Что такое знание? 7. Какие болезни тяжелее: телесные или душевные? 8. Что такое Сократов «демоний»? 9. И снова про «демоний»; 10. В самом ли деле науки - это припоминания? 11. Кто есть бог согласно Платону? 12. Следует ли отвечать преступлением на преступление? 13. Если есть мантика, то что зависит от нас? 14. Как отличить льстеца от друга? 15. Какая жизнь лучше: практическая или теоретическая? 16. О том, что теоретическая жизнь лучше практической. 17. Правильно ли Платон исключил Гомера из своего государства? 18. Что такое «эротическое искусство» Сократа? 19. И еще о любви-эроте. 20. Снова об «эротическом искусстве» Сократа. 21. И опять о любви-эроте. 22. О том, что радость, доставляемая философскими беседами, превосходит радость всякого общения. 23. Кто полезнее государству: военные или земледельцы? Часть 1. Полезнее воины. 24. О том, что полезнее земледельцы. 25. О том, что речи, согласные с делами, - прекрасны. 26. Существует ли школа последователей Гомера? 27. Является ли добродетель искусством? 28. Как жить без печали? 29. Какова цель философии? 30-32. Об удовольствии: удовольствие если и благо, то не прочное. 33. Какова цель философии? 34. О том, что можно найти пользу и в превратностях судьбы. 35. Как вести себя с другом? 36. Предпочитать ли кинический образ жизни? 37. Учат ли добродетели общеобразовательные дисциплины? 38. Можно ли стать хорошим по божественному уделу? 39-40. Может ли один добродетельный быть лучше другого? Рассуждение о том, что не может. Рассуждение о том, что может. 41. Если бог творит добро, то откуда зло?
    Популярный платонизм М. близок версии учения, представленной в сочинениях современника М. Апулея из Мадавры (125 - до 170 н. э.), также философствующего ритора. М. в характерных ритмизованных периодах пропагандирует известные платонические тезисы (в сочетании с аристотелевскими): о соотношении чувственного и умопостигаемого, душе и теле, познании и его видах, вечных богах и смертных людях; о способностях души, соотношении разума и чувств и т. д. Напр., стандартные определения божественной природы сопоставимы с аналогичными определениями у Апулея, Алкиноя и Нумения: бог - царь, один над всеми, он отец, а боги -дети его и его соправители; бог не видим очами, не изречен устами, не ощутим руками, не слышим ушами, и только душе чистой и разумной он видим благодаря подобию; он - разум (νοῦς), вечно мыслящий все, мыслящий сразу; незыблемо царство божие, и закон его крепок, и в царстве его - спасение, и т. п. (Or. 11). Бог самодостаточен, совершен, всемогущ, по совершенству своему желает блага, по самодостаточности - обладает им, по всемогуществу - способен его творить; и желая, и имея, и будучи способен - он творит добро (Or. 38).
    Речи «Следует ли молиться» (Or. 5) и «Если есть мантика, то что зависит от нас?» (Or. 13) посвящены вопросу о свободе воли, популярному у средних платоников благодаря усвоению стоической традиции (ср. Alcin. Didasc. 26); в «О демонии Сократа» (Or. 8-9) обстоятельно обсуждаются вопросы демонологии (ср. одноименное сочинение Апулея); в речи «Если бог благ, то откуда зло?» (Or. 41) имеется содержательное обсуждение популярной темы о происхождении зла. В речах можно найти интересные историко-философские оценки значимости наследия Гомера, Пифагора, Сократа, Диогена Синопского и Эпикура.
    Соч.: Trapp M. В. (ed.). Maximus Tyrius: Dissertationes. Stuttg.; Lpz., 1994 (ВТ); Hobein H. (ed.). Maximi Tyrii Philosophoumena. Lpz., 1910 (ВТ); Maximus of Tyre. The Philosophical Oratios. Transi, by Μ. Β. Trapp. Oxf., 1997; Koniaris G. L. (ed.). Maximus Tyrius: Philosophumena-Dialexeis. В.; Ν. Υ., 1995; Максим Тирский. Предпочитать ли ки-нический образ жизни? Пер. Ю. Шульца, - Антология кинизма. Изд. подг. И. М. Нахов. M., 19962, с. 296-302; О том, следует ли молиться. Пер. И. Ковалевой, - Античность в контексте современности. Под редакцией А. А. Тахо-Годи и И. М. Нахова. М., 1990, с. 196— 204.
    Лит.: PuiggaliJ. Étude sur les Dialexeis de Maxime de Tyr. Lille, 1981; Koniaris G. L. On Maximus of Tyre: Zetemata (I), - ClassAnî 1, 1982, p. 87-121; Idem. On Maximus of Tyre: Zetemata (II), - Ibid. 2, 1983, p. 212-250; Trapp M. В. Studies in Maximus of Tyre: A second century philosophical orator and his Nachleben, AD 200-1850. Oxf., 1986; Idem. Philosophical sermons: the «Dialexeis» of Maximus of Tyre, - ANRWII 34, 3, 1997, p. 1945-1976; Maxime de Туг, - DPhA IV, 2005, p. 324-348; Ковалева И. И. Вопросы композиции корпуса речей Максима Тирского, - Вестник МГУ, Сер. 9. Филология, 1987, 3.
    М. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Смотреть что такое "МАКСИМ ТИРСКИЙ" в других словарях:

  • Максим Тирский — Μάξιμος Τύριος Место рождения: Тир Направление: средний платонизм Максим Тирский (др. греч. Μάξιμος Τύριος; II век …   Википедия

  • МАКСИМ ТИРСКИЙ —     МАКСИМ ТИРСКИЙ (Μάξιμος Τύριος) (2 я пол. 2 в. н.э.) античный ритор и философ платоник, представитель т. н. “второй софистики”. Сохранилось около 40 речей Максима, посвященных как общеэтической и религиозной проблематике, так и отдельным… …   Философская энциклопедия

  • Софистика — два господствующих течения в умственной жизни греков: первое относится ко 2 й половине V в. до Р. Хр.; второе ко II в. до Р. Хр. 1) После периода быстрого развития, за который греческая наука выработала несколько ценных понятий о природе, в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пения — (др. греч. Πενία или Πενίη, «бедность»)  персонаж древнегреческой литературы[1], персонификация бедности и нужды. Не имела в Греции культа, присутствия в искусстве и аутентичной мифологии, хотя фигурирует в генеалогиях, составленных ad hoc… …   Википедия

  • ЗЛО — [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… …   Православная энциклопедия

  • Список сохранившихся произведений классической древнегреческой литературы — включает художественную и нехудожественную литературу, созданную от возникновения древнегреческой литературы (VIII век до н. э.) до 330 года н. э. В список не входят: произведения, сохранившиеся во фрагментах (меньших чем книга) и пересказах …   Википедия

  • Греческая философия — обнимает собою более чем тысячелетний период истории. Она зарождается за VI в. до Р. X., совпадая с началом того умственного и нравственного брожения, которое постепенно охватывало весь древний мир, и кончается в V или VI в. по Р. X., незаметно и …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ —         этап эволюции антич. платонизма (80 дон. э. 220 н. э.), порвавшего со скептицизмом Новой Академии и начиная с Антиоха Аска лонского стремившегося восстановить учение Платона и Древней Академии. Пафос подчёркнутой традиционности наряду с… …   Философская энциклопедия

  • ЭКЛЕКТИЗМ — (в антич. философии) – антич. философия 2 в. до н.э. – 2 в., содержащая в себе элементы разных филос. систем. Мн. течения и представители позднеантич. философии, обычно относимые к Э (в особенности Целлером), могут считаться таковыми лишь в… …   Философская энциклопедия

  • Лесбиянство — Портал ЛГБТ ЛГБТ …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.